image_pdfimage_print

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА:   

     В начале 80-х годов прошлого столетия уделялось большое внимание возрождению народных художественных промыслов в Российской Федерации.
     У специалистов НИИХП Министерства местной промышленности встал вопрос о том, где испытывать образцы, создаваемые для вновь возрождающихся промыслов. Нет материальной базы и творческих сил.
     Выбор пал на Калужскую область, где сильны традиции народных промыслов. Изучив экспонаты Калужского Областного Краеведческого музея, ученые обнаружили традиционно Калужские изделия XYIII – XIX вв.:
Великолепные изразцы из керамики, поделки из дерева, изделия с художественной вышивкой.

     В городе Таруса Калужской области в то время работало предприятие, выпускающее керамический обожженный красный кирпич и черепицу, а местные кустари издавна занимались гончарным производством используя местные глины.
     Было принято решение о создании в г. Таруса экспериментального завода НИИХП на базе завода бытовой химии, где планировалось сосредоточить народные художественные промыслы в нескольких направлениях: резьба и роспись по дереву, резьба по камню, художественная ковка из металла, роспись по ткани, керамика.
Тарусский завод бытовой химии был преобразован в Тарусский экспериментальный завод НИИ художественной промышленности на основании приказа Министерства местной промышленности РСФСР от 30 апреля 1974 года №182. Именно эту дату мы считаем своим днем рождения.
     Организация предприятия легла на главного инженера НИИХП Крапивина В.А., который был специалистом по керамике.
     Была проведена большая работа по разработке технологического цикла и созданию рабочих мест. Мастеров – исполнителей обучали и готовили на базе Тарусского городского профессионального училища № 34.
     В июле 1974 года Тарусский экспериментальный завод НИИ художественной промышленности вышел на производственные мощности.
     На должность директора завода был приглашен с Челябинской области художник по ковроткачеству и искусствовед Шальнев В.И., который начал свою деятельность в первую очередь с подбора кадров.
     Для работы на предприятии были привлечены творческие мастеровые люди не только Тарусского района, но и со всей России — это выпускники Мухинского, Абрамцевского и Кунгурского художественных учебных заведений.
     Особое внимание уделялось производству керамических изделий. Керамическое производство сложное, техно ёмкое по первичной подготовке глиняной массы.
     Крапивин В.А. с группой специалистов технологов разработал полный производственный цикл и рецептуру для производства тонкой керамики из красно-жгущих глин. В те годы использовали местную глину, а для улучшения качественных параметров черепка — добавляли глины Никифоровского месторождения Донецкой области.
     Группа опытных художников из института: Рыжова В., Сапронов М. и другие определили стиль Тарусской Керамики. Красный пористый черепок полностью покрывался белой глиной и декорировался подглазурной кистевой, маховой росписью цветочными мотивами.
     Впервые изделия Тарусского экспериментального завода НИИХП были отнесены к изделиям народных художественных промыслов Главным управлением НХП и производства сувениров Министерства местной промышленности РСФСР 21 апреля 1975 года (протокол № 4).
     С 1979 года, выпускающиеся на заводе керамические изделия: посуда, блюда, тарелки, кашпо и сувениры пользовались большим успехом в Москве и именовались, как «Тарусская Керамика» — отличающаяся, прежде всего многоцветностью.
     Успех пришелся на 1980 год – год олимпийского заказа. Скульптурная фигурка талисман «Мишка – олимпиец» трех размеров получила необычайный спрос.
     Все изделия изготавливаются с максимальным применением ручного труда: литье и формование в гипсовых формах, ручная лепка и формование на гончарном круге.
     За годы работы предприятия появилась своя стилевая направленность. Тарусскую Керамику отличают простые, лаконичные формы, традиционные для жителей центральной России. Сейчас это более 700 видов изделий.
     В 1982-1983 гг. по соглашению с Министерством культуры Болгарии на Тарусском экспериментальном заводе был с успехом освоен способ декорирования «Фляндровка» ангобами.
     Со временем Фляндровка стилизовалась и стала одним из основных видов декорирования Тарусской Керамики с широким применением творческого варьирования.

     Наши мастера бережно сохраняют традиции и на их основе разрабатывают новые виды росписи. В составе нашего коллектива до сих пор работают мастера, которые пришли на предприятие со дня его основания. Более 20 лет предприятие использует такой вид декора, как Шотландка:

    Простота, изящество, удобство в технологии предопределило направление дальнейшего выпуска изделий с ангобной росписью и подглазурной кистевой маховой росписью подглазурными красками.

Творческий коллектив, опираясь на традиции Калужского края, создает новые, оригинальные образцы.Основой декорирования изделий является растительный орнамент. Стилизованные полевые цветы и травы, фрукты и ягоды выполняются только ручным способом с применением «груши» и кистей.

     

   

  Немаловажное место в объеме выпускаемой предприятием продукции занимают изделия, выполненные в стиле «терракот» с применением древнего вида декорирования «лощение» последние 16 лет, пользуется необычайной популярностью.
     Продукты, приготовленные в терракотовой неглазурованной посуде, приобретают необыкновенный вкус, а овощи хранятся в таких емкостях, долго сохраняя свою влагу. Поэтому производство терракотовой лощеной посуды стало одним из самых основных направлений производства.


    В развитие метода лощение и в рамках применения метода творческого варьирования на предприятии появились новые виды декоров – роспись глазурями по лощенной поверхности изделия под условными названиями – Веточка, Ромашки, Смородинка, Яблоневый цвет:

     В 2012 году предприятие освоило еще один из старейших методов обработки керамики – это чернолощение. Чернолощёная посуда использовалась на Руси с древних времен. В настоящее время чернолощёная посуда пользуется у населения огромным спросом.

Для определения собственной самобытности мы добавили свои орнаменты на чернолощёную продукцию. Эти орнаменты наносятся цветными глазурями поверх чернолощёной керамики.

         Следующий метод декорирования применяется на предприятии – прорезной узорный декор: по поверхности изделия процарапывается рисунок (узоры различные), затем все изделие подвергается лощению, и в конечном этапе в рисунок забиваются коричневая или цветные глазури:

Еще один из методов декорирования керамики – художественная кистевая роспись майоликовыми глазурями в виде узоров (орнаментов) под условным названием «Узоры»:

Один из самых древнейших методов изготовления и декорирования керамики – ручная лепка изделий. В основном – это сувенирные поделки:

В качестве сырьевых материалов для производства керамики применяются глины Малоархангельского месторождения (г. Орел), для приготовления глазури используется бессвинцовая фритта с Пермского края, пигменты для декорирования изделий с г. Ликино-Дулево.

         Все сырье, а также готовая продукция проходит токсиколого-гигиенические и радиологические лабораторные исследования в Государственных учреждениях санитарного надзора, о чем свидетельствуют документы, подтверждающие абсолютную безопасность выпускаемой продукции.

         Предприятие реализует свою продукцию в Московском регионе, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской и других регионах. С развитием бизнеса транспортных услуг нам стали доступны и другие регионы России: Краснодарский край, Татарстан, Нижний Новгород, Урал, Сибирь и даже Дальний Восток.

14 марта 2002 год наше предприятие утвердило в Министерстве промышленности, науки и технологии РФ Перечень 100 образцов изделий народных художественных промыслов признанного достоинства — регистрационный № 217.

16 мая 2011 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации зарегистрирован Перечень 45 образцов изделий народных художественных промыслов признанного достоинства — регистрационный № 65.

В настоящее время предприятие продолжает производство изделий народных художественных промыслов и работает над сохранением традиций народных художественных промыслов Калужской области.

 По достоверным сведениям Калужского Областного Краеведческого музея известно, что ещё в XVIII – XIX вв. в Тарусском районе работали кустари – гончары, которые изготавливали керамику для повседневного быта, изразцы и декоративные сувениры ручной лепки.

        Т а р у с с к а я    К е р а м и к а — это отличное приобретение как для собственного пользования, так и для подарка своим близким!Приглашаем к сотрудничеству оптовых и мелкооптовых покупателей.

С Уважением, ООО «НХП — Тарусский Художник».